Как доступно рассказать родителям воспитанников о федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования? Как вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс? Конечно же, на нетрадиционных заседаниях семейного клуба «Светлячок», деятельность которого организовала воспитатель Мазова Любовь Николаевна, можно получить ответы на любые вопросы воспитания и развития дошкольника.
В один из новогодних выходных дней на заседание пришли родители со своими детьми, а встретились они не в группе, а в Музейном ресурсном центре города Ноябрьска. Сотрудники центра предложили интересную для ребят и их родителей программу - мастер – класс на тему: «Новогодняя игрушка - прошлое и настоящее».
Дети и родители узнали, что первые ёлки в России появились в 19 веке. Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Ёлочные шары были тяжелыми, поскольку тонкое стекло научились делать лишь к началу 20 века. Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок. Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, — в отличие от советской. А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели». В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали советским праздником — соответственно, изменились и новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами. В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи — самыми простыми. Но в это же время появился новый материал — поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой — посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара. В 70-80е годы становятся популярными новогодние игрушки в виде шишек, колокольчиков и домиков.
С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки. Если говорить о моде на елочные украшения, то некоторые производители говорят, что мода на украшения повторяется каждые четыре года, поэтому старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными.
Вместе со взрослыми ребятишки смастерили оригинальный разноцветный шарик, который с большим удовольствием повесят на свою новогоднюю елочку. Воспитатель Мазова Л.Н. считает, что такие теплые, оригинальные встречи в Музейно-ресурсном центре остаются в сердцах детей и родителей, и все с нетерпением ждут новых, не забываемых встреч. До новых творческих встреч в 2015 году!
Информация подготовлена воспитателем: Мазовой Л.Н. |