Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре. Там помогают дошкольникам знакомиться с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
На сегодняшней день на территории Ямало–Ненецкого автономного округа проживает более 50 представителей разных национальностей. Молодое поколение Ямала – это самая многочисленная, многонациональная возрастная группа жителей автономного округа, и город Ноябрьск не исключение, так как является первым по численности населения городом в округе.
Ямало-ненецкий автономный округ, и в частности в городе Ноябрьске, живут и трудятся люди разных национальностей. Ямал - общий дом для всех и все мы должны ценить традиции и уважать обычаи коренных жителей этой северной земли. У большинства из нас здесь уже выросло не одно поколение. Так, где же Родина? Можно ли считать нас соотечественниками? Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, коллектив МАДОУ «Машенька» разработал п роект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, округа, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям и культурным ценностям, природе нашего края;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта: воспитанники ДОУ в возрасте от 5 до 7 лет, педагоги, родители, социальные партнеры.
Срок реализации проекта: сентябрь 2014 год – май 2016 год.
Проект был разработан на основе ряда причин, а именно:
- Коренное население города Ноябрьска (территориально – ханты, ненцы), по данным социальных паспортов учреждений образования составляет менее 1%, в то время как 99% населения - «приезжие», которые считают, что в городе живут временно и необходимости знать его историю у них нет.
- В современной жизни отсутствуют предметы, характерные для быта русского народа, северных народов, упоминаемые в фольклорных произведениях, поэтому дети с ними не знакомы.
- Дошкольники имеют первоначальные представления о родном городе, округе, о русском народном творчестве, но не используют его в практической деятельности.
- У детей есть интерес к народным играм и фольклорным календарным праздникам, но недостаточно знаний об их истории.
Говоря о сложностях формирования патриотизма и этнической толерантности на уровне дошкольного возраста, следует прежде всего отметить отсутствие у ребенка исторического и географического сознания – базисных для этнологического знания.
Актуальность проекта: формирование познавательных действий; первичных представлений о себе, других людях, о малой родине, об Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира, развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; а также просвещение и привлечение родителей и педагогов к решению этого вопроса.
В рамках проекта, воспитатель Мазова Л.Н. разработала и провела следующие мероприятия:
Форма, наименование мероприятия
|
Содержание деятельности
|
Мини-проект «Природа Ямала»
|
Посетили экспозиции Музейного ресурсного центра, отражающих природу Ямала.
Создали фотоальбом о природе и животных ЯНАО.
Собран гербарий растений.
|
Мини-проект «Наш город»
|
Знакомство с символикой России, Ямала, города.
Создана видео-презентация фотоальбома «Достопримечательности нашего города», «Первооткрыватели северного края живут в моей семье».
Проведена интеллектуальная игра среди родителей и педагогов «История нашего города»
|
Посещение городских праздников: 9 мая, День защиты детей, День города.
|
Педагоги, воспитанники и их родители принимали активное участие в городских праздниках: 9 мая, День защиты детей, День города.
|
Семейная гостиная
«Северные льдинки»
|
Выставка детской художественной литературы и видеоматериалов отражающей устный фольклор ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки.
Знакомство с национальными поэтами, писателями.
Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок.
- Мастер-класс по изготовлению атрибутов национальных костюмов.
- Мастер-класс: «Подарок для Айны» (плетение коврика).
- Инсценировка сказок, легенд ненецкого, хантыйского народов по выбору участников проекта.
|
Посещение Музейного ресурсного центра
|
Посетили мастер-классы по изготовлению предметов народного быта жителей ЯНАО: «Мастерим вместе» (аппликация из ткани, меха, кожи, сукна); «Обереги» (вышивка бисером, бисероплетение) .
|
Посетили экспозиции Музейного ресурсного центра, отражающих природу Ямала, историю города.
|
Познавательно-спортивные развлечения
«День оленевода»
|
Познавательно-спортивное развлечение «День оленевода» (с использованием национальных спортивных игр: метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание «топора» на дальность, гонки на оленьих упряжках); подвижных игр: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман»)
|
Мини-проект «Куклы»
|
Сюжетно-ролевая игра «Чум».
Выставка «Куклы народов Севера», «Любимые куклы детей нашей группы»
|
В результате реализации проекта «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»:
- в группе создан мини-музей «Мой город Ноябрьск», который помогает восприятию сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края; ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- у старших дошкольников развито бережное отношение к городу, его достопримечательностям и культурным ценностям, природе края; рассказывая о своем городе, ребята проявляют эмоционально-ценностное отношение к краю, испытывают чувство гордости за своих земляков.
Проект "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста" в 2015 году отмечен серебряной медалью Всероссийского конкурса "Росточек: мир спасут дети".
Фотоматериал к мини-проекту "Природа Ямала"
Фотоматериал к мини-проекту "Наш город"
![](/NOV/mazova/DSC06124.jpg)
Фотоматериал работы семейной гостиной "Северные льдинки"
![](/NOV/mazova/_DSC5630.jpg)
Фотоматериал посещений Музейного ресурсного центра
Фотоматериал познавательного развлечения "День оленевода"
![](/NOV/mazova/_DSC7149.jpg) |