Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре. Там помогают дошкольникам знакомиться с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
На сегодняшней день на территории Ямало–Ненецкого автономного округа проживает более 50 представителей разных национальностей. Молодое поколение Ямала – это самая многочисленная, многонациональная возрастная группа жителей автономного округа, и город Ноябрьск не исключение, так как является первым по численности населения городом в округе.
Ямало-ненецкий автономный округ, и в частности в городе Ноябрьске, живут и трудятся люди разных национальностей. Ямал - общий дом для всех и все мы должны ценить традиции и уважать обычаи коренных жителей этой северной земли. У большинства из нас здесь уже выросло не одно поколение. Так, где же Родина? Можно ли считать нас соотечественниками? Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, коллектив МАДОУ «Машенька» разработал проект «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Цель проекта: осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, округа, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям и культурным ценностям, природе нашего края;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта: воспитанники ДОУ в возрасте от 5 до 7 лет, педагоги, родители, социальные партнеры.
Срок реализации проекта: сентябрь 2014 год – май 2016 год.
Проект был разработан на основе ряда причин, а именно:
- Коренное население города Ноябрьска (территориально – ханты, ненцы), по данным социальных паспортов учреждений образования составляет менее 1%, в то время как 99% населения - «приезжие», которые считают, что в городе живут временно и необходимости знать его историю у них нет.
- В современной жизни отсутствуют предметы, характерные для быта русского народа, северных народов, упоминаемые в фольклорных произведениях, поэтому дети с ними не знакомы.
- Дошкольники имеют первоначальные представления о родном городе, округе, о русском народном творчестве, но не используют его в практической деятельности.
- У детей есть интерес к народным играм и фольклорным календарным праздникам, но недостаточно знаний об их истории.
Говоря о сложностях формирования патриотизма и этнической толерантности на уровне дошкольного возраста, следует прежде всего отметить отсутствие у ребенка исторического и географического сознания – базисных для этнологического знания.
Актуальность проекта: формирование познавательных действий; первичных представлений о себе, других людях, о малой родине, об Отечестве; представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира, развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; а также просвещение и привлечение родителей и педагогов к решению этого вопроса.
В рамках проекта, воспитатель Мазова Л.Н. разработала и провела следующие мероприятия:
Форма, наименование мероприятия
|
Содержание деятельности
|
Мини-проект «Природа Ямала»
|
Посетили экспозиции Музейного ресурсного центра, отражающих природу Ямала.
Создали фотоальбом о природе и животных ЯНАО.
Собран гербарий растений.
|
Мини-проект «Наш город»
|
Знакомство с символикой России, Ямала, города.
Создана видео-презентация фотоальбома «Достопримечательности нашего города», «Первооткрыватели северного края живут в моей семье».
Проведена интеллектуальная игра среди родителей и педагогов «История нашего города»
|
Посещение городских праздников: 9 мая, День защиты детей, День города.
|
Педагоги, воспитанники и их родители принимали активное участие в городских праздниках: 9 мая, День защиты детей, День города.
|
Семейная гостиная
«Северные льдинки»
|
Выставка детской художественной литературы и видеоматериалов отражающей устный фольклор ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки.
Знакомство с национальными поэтами, писателями.
Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок.
- Мастер-класс по изготовлению атрибутов национальных костюмов.
- Мастер-класс: «Подарок для Айны» (плетение коврика).
- Инсценировка сказок, легенд ненецкого, хантыйского народов по выбору участников проекта.
|
Посещение Музейного ресурсного центра
|
Посетили мастер-классы по изготовлению предметов народного быта жителей ЯНАО: «Мастерим вместе» (аппликация из ткани, меха, кожи, сукна); «Обереги» (вышивка бисером, бисероплетение) .
|
Посетили экспозиции Музейного ресурсного центра, отражающих природу Ямала, историю города.
|
Познавательно-спортивные развлечения
«День оленевода»
|
Познавательно-спортивное развлечение «День оленевода» (с использованием национальных спортивных игр: метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание «топора» на дальность, гонки на оленьих упряжках); подвижных игр: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман»)
|
Мини-проект «Куклы»
|
Сюжетно-ролевая игра «Чум».
Выставка «Куклы народов Севера», «Любимые куклы детей нашей группы»
|
В результате реализации проекта «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»:
- в группе создан мини-музей «Мой город Ноябрьск», который помогает восприятию сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края; ознакомлению дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- у старших дошкольников развито бережное отношение к городу, его достопримечательностям и культурным ценностям, природе края; рассказывая о своем городе, ребята проявляют эмоционально-ценностное отношение к краю, испытывают чувство гордости за своих земляков.
Проект "Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста" в 2015 году отмечен серебряной медалью Всероссийского конкурса "Росточек: мир спасут дети".
Фотоматериал к мини-проекту "Природа Ямала"
Фотоматериал к мини-проекту "Наш город"
Фотоматериал работы семейной гостиной "Северные льдинки"
Фотоматериал посещений Музейного ресурсного центра
Фотоматериал познавательного развлечения "День оленевода"
|