Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
(Е. Смирнова)
В наши время, мир, к сожалению, находится на грани экологической беды, и поэтому именно сейчас экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Оно является важнейшим условием для гармоничного развития личности, и этому нужно уделять большое внимание.
Мир природы удивителен и прекрасен, и во многом зависит от нас, что мы заложим в сознание детей и какой мир создадим вокруг себя. Можно полезно и интересно для дошколят осуществить экологическое воспитание через все виды деятельности.
Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Для этого в наших группах организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы, муляжи овощей и фруктов, материалы для ухода за растениями.
Есть в наших группах центр Центры природы, где содержатся комнатные растения.
Дети учатся ухаживать за ними, наблюдают, поливают, протирают листочки, опрыскивают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе.
«Огород на подоконнике» организовываем для наблюдений за ростом растений и закреплению знания о выращивании огородных культур (лук, петрушка и др.) и ухода за ними.
Наблюдения во время прогулок. Знакомство с деревьями и кустарниками на участке детского сада, наблюдения за объектами живой (растения, животные) и неживой природы (солнце, ветер, облака, дождь, тучи и др.).
Зимой - наслаждаемся первым снегом, любуемся красотой снежинок и конечно же подкармливаем голубей и белочек , которых очень много в нашем северном городке.
В игровой деятельности очень пользуются популярностью экологические игры: «Угадай по описанию», «Угадай, чей хвост», «Кто что кушает», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди такой же листочек» учат детей определять предметы на ощупь, по вкусу и запаху, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков; дидактические игры: «Когда это бывает», «Что где растёт», «Кто в домике живёт», «Сбор урожая», «Чьи следы», «Снеговик», «Встречаем птиц» и др.
В книжном уголке у нас имеется литература с красочными иллюстрациями, которые дети с удовольствием рассматривают. Очень любят слушать сказки, рассказы о животных.
Экологическое воспитание детей будет полноценным, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Многие родители думают, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мы всегда готовы дать им краткий совет и рекомендации о том, как расширять кругозор, любознательность, внимание, мышление детей по пути в детский сад или домой. Ведь вокруг можно увидеть столько интересного!
Делая вывод можно сказать, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.
Материал подготовили воспитатели Ячменева Е.В., Петрик Н.А. |